Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу

Телега для лошади – это, пожалуй, самый первый вид транспорта. При этом, с увеличением потребностей человека в перевозке груза и в транспортировке, усовершенствовались и усложнялись конструкции телег. Более того, все они подразумевали разное количество лошадей, что также усложняло процесс упряжки. О том, как запрячь лошадь сегодня и что представляет собой телега, поговорим более подробно.

Особенности телеги

Телега или подвода чаще всего представляет четырехколесный вид грузовой повозки. В качестве пассажирского транспорта из-за своей неудобной конструкции используется редко. Важно отметить, что сегодня понятие «телега» часто используется как обобщенное, называющее любую конную повозку. Однако на самом деле — это название одноконной четырехколесной безрессорной повозки, грузоподъемностью в 500-700 килограмм. Чаще всего используется оглобельная и дышловая упряжка.

Несмотря на свою примитивность, телега и сегодня является неотъемлемым видом грузового транспорта во многих регионах страны. Имея сложную конструкцию, она используется как в частном домашнем хозяйстве, так и на фермах. Например, в такой повозке легко перевозить сено и грузы в пределах одного хозяйства. А телеги для тяжеловозов могут свободно использовать для перевозки несколько тонных грузов (чаще всего 2 тонны).

Предположительно, что первые телеги возникли в 12 веке. С того времени их основная конструкция и назначение мало чем изменились. Современные телеги, как и раньше, изготавливаются из дерева с металлической нижней конструкцией. Колеса резиновые рессорные, при этом передние зачастую немного меньше, чем задние. Различают бортовую и платформенную телегу.

Как запрячь лошадь?

Для того, чтобы запрячь лошадь в телегу необходимо знать полную конструкцию упряжки, так как именно от нее будет зависеть весь процесс. Функция упряжи заключается в передаче тягового усиления животного на саму повозку. Чтобы сохранить работоспособность лошади, упряжь подбирается индивидуально в зависимости от размера и конституции животного. Для этого есть специальные регулировочные ремни.

В нашей стране сегодня используется три типа упряжки: одноконная, пароконная и многооконная для троек. На Западе среди последнего типа различают четверку, шестерку и восьмерку. Также упряжь бывает дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Более широкая классификация различает оглобельно-дуговую или «русскую» запряжку, хомутово-оглобельную, постромочно-дышловую и постромочную запряжку. Все они отличаются своей конструкцией и способом запрягания лошадей.

Оглобельно-дуговая запряжка

Что нужно, чтобы запрячь лошадь в такую вот традиционно одноконную русскую телегу? Во-первых, нам нужно знать из чего состоит упряжь и все ли у нас есть. Итак, у нас должен быть хомут с гужами, супонь, шлеи (нарытник), дуга, сиделка с чересседельником. Обязательно хомут подбирается индивидуально под свою лошадь. Он должен плотно прилегать к плечам животного, как воротник рубашки. Если хомут большой, его необходимо сузить путем нашивки внутри войлока. Если хомут мал, ним пользоваться вообще нельзя.

Чересседельником без сиделки пользоваться нельзя, так как его тонкий ремень может повредить кожу. Он натягивается и пропускается через верхнюю часть сиделки. Такая часть упряжи помогает распределять давление от оглоблей на спину животного. Дуга поддерживает в правильном положении оглобли, которые держит сам хомут. Каждая часть имеет свою последовательность надевания.

  1. Запрягать лошадь всегда начинаем с одевания узды. Если на улице зима, удила или трензель нужно согреть в руках, дабы холодное железо не повредило мягкие ткани.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в праву сиделку с чересседельником и накладываем седелку на спину животного. Сначала кладем ближе к холке, потом, расправляя шерсть, подвигаем на свое правильное положение. Смотрите схему.
  3. Передняя часть сиделки должна лежать выше холки, задняя – на спине ниже, примерно на уровне 9-15-го ребер.
  4. Шлея сиделки должна лежать ровно на расстоянии 10 см от локтя животного. Подпругу затягиваем так, чтобы между шлеей и телом коня можно было просунуть два пальца.
  5. После этого одеваем хомут. Его нужно повернуть нижними частями вверх и продеть через голову лошади. Дойдя до самой узкой части шеи, переворачиваем и кладем в правильном положении. После расправляем задравшуюся гриву и на корпус животного набрасываем шлею.
  6. Затем заводим коня в оглобли таким образом, чтобы концы как раз располагались на уровне гужей.
  7. Переходим к правой оглобле и прикрепляем к ней чересседельник за петлю сиделки. Потом также с левой стороны.
  8. После этого берем дугу, в левой руке держа гуж. Ее нужно подвести снизу под левую оглоблю и, обогнув против часовой стрелки, одеваем конец дуги в петлю. Опять огибаем гужью оглоблю. Кладем дугу на хомут так, чтобы ее правый конец коснулся правой оглобли. Повторяем продевание дуги в петлю правой гужи.
  9. Переходим к лопатке лошади, берем супонь и стягиваем два края хомута. Это не так легко, как кажется, иногда нужно приложить силу. Но еще нужно проверить хватает ли гужа. Если концы хомута не смыкаются, ее нужно удлинить. Если сомкнулся хомут, но дуга лежит плохо, нужно укоротить гужи.
  10. К уздечке пристегиваем вожжи. Если лошадь хорошо слушается повод, то вожжи продеваем через середину дуги. Если плохо – снаружи.
  11. Следите, чтобы гужи были сзади дуги, а не впереди. Проверьте ее устойчивость и движение телеги.
Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Постромочно-дышловая запряжка

Этот вид упряжки используется для работы с парой лошадей. Часто в ходе сельскохозяйственных работ нужно использовать пару. Однако для такой запряжки телега должна быть с дышлом – одиночная оглобля, которая располагается посередине. К ней пристегивается каждая лошадь. Главные части этой упряжи – это постромки, нагрудники и нашильники.

  1. Одеваем уздечки на лошадей и хомуты.
  2. Расставляем животных с правой и левой стороны от дышла.
  3. На дышло одеваем нашильник каждой лошади и закрепляем его в кольце на нагруднике. Нашильники контролируют натяжение постромок и фиксируют хомут.
  4. Затем нагрудники закрепляем за хомут и за постромки.
  5. Пристегиваем вожжи к уздечке.

Постромочная запряжка

Это самый простой вид запряжки, так как не имеет ни дышла, ни оглобель, ни дуги. Чаще всего такой способ упряжи называется пристяжкой. Его можно использовать как для телеги, экипажа, так и сельскохозяйственных орудий (борона, плуг). Вся суть этого вида запрягания заключается в накладывании на лошадь шлеи и пристегиванием ее за кольцо повозки. Схема одевания шлей схожа с оглобельно-дуговой упряжью.

Видео «Правильно запрягаем коня в сани»

В этом видео вы сможете увидеть весь процесс одевания упряжи на лошадь. В примере представлены сани, но запрягание в телегу идентичное.

Похожие статьи

Оцените пользу статьи и автора
12345 2 балл(ов), среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нуждаетесь в консультации?

Комментарии и отзывы

Комментарии и отзывы

  1. Алекс says:


    Вроде все толково и по делу! А я уж думал что народ забыл как и хомут на кобылу надевать!

  2. Николай says:


    Скажите, пожалуйста, может ли конь жевать траву на узде и с конфеткой (бабочкой) во рту? Жду ответа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.