Советский тяжеловоз — гордость тяжелоупряжного коневодства

Эти крупные и массивные кони всегда привлекают внимание. Способные перевозить многотонные грузы и тянуть тяжелые повозки, тяжеловозы впервые были выведены в Западной Европе еще в XVIII—XIX веках. Однако не только Европа, но и наша страна славится своими тяжелоупряжными породами. Одна из них – это гордость нашего народа — лошади Советский тяжеловоз. О них мы сейчас и поговорим.

Обзор породы

Советский тяжеловоз – это крупные массивные лошади, выведены в Советском Союзе на базе привезенных из-за границы брабансонов. В результате длительной селекции и разумного подхода отечественные коневоды намного улучшили первоначальные данные тяжеловозных коней. При сильно развитой мускулатуре и крепком костяке порода отличилась сухостью телосложения. Также по сравнению с брабансонами наши лошади стали менее прихотливыми к условиям содержания и кормам.

Тяжеловоз чалой масти

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Советский тяжеловоз – это уникальная лошадь. Она обладает целым набором ценных качеств. Более того, до сих пор среди всех отечественных тяжелоупряжных эта порода является самой крупной и выносливой. Они носят почетное звание «коней богатырской силы» и в этом не имеют конкурентов. Также отличаются энергичным характером и грациозными движениями как на шаге, так и рыси.

Происхождение

Впервые тяжелоупряжные породы лошадей в Россию попали во второй половине XIX века. Спустя некоторое время на основе местных рабочих кобылиц и бельгийских тяжеловозов началось выведение новой советской породы. На начальных стадиях селекции кровь брабансонов смешивали с разнообразными по происхождению кобылами. Если углубиться в генотип, то наша порода имеет в корнях и першеронов, и арденов, и битюгов. Наибольший вклад в развитие и усовершенствование селекции внес профессор Д. А. Кисловский и зоотехник И. А. Анцин.

Основную цель, которую преследовали при выведении Советского тяжеловоза – это потребность сельского хозяйства в рабочих и выносливых лошадях. Уже к 30-м годам XX века совершенствовали породу на основе жеребцов, выращенных на своих конезаводах. В 1948 году заграничных брабансонов уже не было. В Починковском (Нижегородская область) и Мордовском (республика Мордовия) конных заводах стали отбирать и проводить тренинг молодняка. Полностью утверждена порода была в 1952 году.

Жеребец породы Советский тяжеловоз

Полученная порода тяжеловоза отвечала всем требованиям тогдашнего сельского хозяйства. Новые уникальные на то время кони были намного гармоничнее, мельче и подвижнее своих «прародителей». Более того, кобылицы отличились самой высокой молочной продуктивностью. Уже совсем скоро порода стала лидирующей по популярности и получила свое официальное название.

Внешний вид

Советский тяжеловоз – это крупные высокие кони. Средняя высота в холке у жеребцов в среднем составляет 165-170 см, кобыл – 160-163 см. Вес взрослых особей колеблется от 700 до 1000 килограмм. Первое, что бросается в глаза – это достаточно широкая массивная шея и грудь. Голова средней величины с хорошо развитыми щеками, широкими ноздрями, средними иногда обвислыми ушами.

Шея короткая или средней длины плавно переходит в низкую холку. Спина мягкая, что позволяет использовать коней под седлом. Еще одна важная особенность Советского тяжеловоза – широкая ровная поясница с раздвоенным и немного обвислым крупом. Такое строение бедренных и тазовых костей позволяет лошадям удерживать тяжелые грузы. Ноги сухие, мускулистые заканчиваются крепкими копытами правильной формы.

Рыже-чалый тяжеловоз в загоне

Важно! Очень часто советская тяжеловозная порода имеет неправильный постав ног: саблистость, косолапость и прочее. Как утверждают специалисты, это не влияет на способность лошади, однако не приветствуется при разведении.

Также из особенностей можно назвать короткое бедро, большие скакательные суставы, длинные лопатки, короткие бабки и широкую пясть. Что касается окраса, то кони чаще всего имеют рыжую, рыже-чалую, реже гнедую и гнедо-чалую масть. В отличие от брабансонов оброслось щеток на ногах умеренная, а вот грива и хвост зачастую пышные. Смотрите фото.

Продуктивные характеристики

Советский тяжеловоз – это скороспелая и высокопродуктивная лошадь. Жеребята быстро растут и набирают вес. Примерно к одному году жеребцы весят до 550 килограмм. Начиная уже с 2,5-3-х лет они успешно используются в тяжелых работах, с 5-6 – на специальных соревнованиях. Важно отметить длительный срок племенного использования. Некоторые матки дают приплод в 20 и более лет.

Как мы уже отмечали, советские тяжеловозные лошади способны потреблять дешевые объемистые корма, что делает их выгодное содержание в любых условиях. Кобылы отличаются высокой молочной продуктивностью и способны за период лактации давать в среднем 6000 литров молока. Эти качества успешно применяются для улучшения многих местных рабочих лошадей.

Жеребец типа Починковского конезавода

Два типа породы

Как мы уже говорили, Советский тяжеловоз был выведен на двух отечественных конезаводах: на Починковском и Мордовском. Однако это послужило выделению двух породных типов, которые имеют свои отличия. Так, например, кони Починковского конзавода имеют яркую выраженность тяжеловозных лошадей. Они массивные с крепкими высокими ногами и немного удлиненным корпусом. Кони Мордовского завода унаследовали качества Суффолькской породы, поэтому более компактного телосложения и более сухие.

«Наши» рекорды

Говоря об этой породе, невозможно не вспомнить о ее рекордах. Так, например, в 1957 году на Тамбовском ипподроме гнедо-чалый жеребец по кличке Форс установил абсолютный рекорд грузоподъемности. Он вывез груз весом почти в 23 тонны и прошел расстояние 35 метров. На последующих всесоюзных соревнованиях с 1960 по 1990 год представители породы регулярно устанавливали новые рекорды.

Рыжая кобылица Советского тяжеловоза

Современная жизнь бывалых рекордсменов

Современный мир техники и автоматизации сельского хозяйства откинул использование тяжеловозов в далекое прошлое. Сегодня порода, несмотря на свои выдающиеся результаты, переживает далеко не самые лучшие дни. Резко сокращается поголовье чистопородных коней, уменьшается спрос и потребность на высокопродуктивных маток. Починковский и Мордовский конзаводы практически проживают последние свои годы существования.

Однако этого нельзя сказать о других странах, где спрос на Советского тяжеловоза увеличивается. Сегодня наших жеребцов и кобыл можно встретить на международных соревнованиях, а также они участвуют в программах по улучшению тяжеловозных пород. Что касается России, то сегодня лучшее поголовье сосредоточено во Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях.

Видео «Красивый и сильный тяжеловоз»

В этом видео вы сможете увидеть, как выглядит Советский тяжеловоз, узнать некоторые их особенности, а также то, чем так славятся эти кони и в наши дни.

Узнайте больше

Русский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавецРусский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавец

Самые красивые и знаменитые русские породы лошадейСамые красивые и знаменитые русские породы лошадей

Владимирский тяжеловоз — невероятно красивая и супер выносливая лошадьВладимирский тяжеловоз — невероятно красивая и супер выносливая лошадь

Битюги — лошади из русских сказокБитюги — лошади из русских сказок

Лошади Русской земли: Терская, Русская верховая и Русская рысистаяЛошади Русской земли: Терская, Русская верховая и Русская рысистая

Тракены — немецкие бриллианты в русской огранкеТракены — немецкие бриллианты в русской огранке

Автор:

Оцените пользу статьи и автора
12345 3 балл(ов), среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.