Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруи

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

История возникновения

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Видео «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей»

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

Автор:

Оцените пользу статьи и автора
12345 2 балл(ов), среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии и отзывы