На санях и в пир, и в мир, и в добрые люди!

Сани – это самый древний вид транспорта, ведь полозья были изобретены куда раньше, чем колеса. И кто, как не русский человек, согласится с этим утверждением. Сегодня до сих пор невозможно представить русскую зиму без сугробов, морозов и веселого бубенчика. Однако, что представляют собой сани для лошади в современном мире и что изменилось с прошлых веков, предлагаем узнать прямо сейчас.

Особенности саней

Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.

Русские выездные сани

Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.

Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.

Праздничный выезд купцов на тройке

Сакральное значение

Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.

Виды саней

Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.

Девочка возле плетеных старых саней

Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.

  • Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
  • Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
  • Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
  • Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.

Учимся запрягать лошадь

Русская упряжь для саней очень рациональная, в ней нет ни одной лишней детали. Более того, она прекрасно подходит для езды по бездорожью или в снежных заносах. Прежде, чем запрячь коней, нужно, конечно же, разобраться с упряжью. В принципе, она мало чем отличается от той, которая применяется для телеги. Здесь присутствуют все те же детали и все те же комплектующие. Подробнее смотрите на фото-схеме.

Схема оглобельно-дуговой упряжи
Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Инструкция

  1. Запрягать лошадь в сани, как и телегу, начинаем с одевания уздечки. Обязательно трензель нужно подержать в ладонях, дабы холодным железом не повредить мягкие ткани во рту животного.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в правую — шлею и накладываем ее на корпус лошади таким образом, чтобы седелка оказалась на своем месте. Поправляем гриву, шлеи, чтобы они ровно лежали на теле животного.
  3. Затем затягиваем подпругу, чтобы между шлеей и животом коня помещалось два пальца.
  4. Теперь одеваем хомут — через голову лошади.
  5. После этого можно заводить коня в оглобли. Теперь наша задача заключается в закреплении оглоблей гужами. Одновременно с этим прикрепляем к оглоблям дугу. Более подробно смотрите в статье «Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу«.
  6. Не забываем оглобли прикреплять к чересседельнику за петлю сиделки.
  7. Затягиваем супонь на хомуте.
  8. Проверяем положение дуги, она должна амортизировать толчки хомута для более комфортного движения животного.
  9. К уздечке пристегиваем вожжи.
  10. Если в сани нужно запрячь тройку, то боковых пристяжных лошадей пристегивают за шлеи.

Фотогалерея

Как выглядят современные и старинные санки смотрите на фото.

Видео «Русские сани и их особенности»

Каким был самый старый транспорт на Руси? Конечно же, это старые добрые русские саночки. Но они не утратили своей актуальности и сегодня. Об этом сможете узнать из этого видео.

Узнайте больше

Упряжь и основы запряжки лошадей в телегуУпряжь и основы запряжки лошадей в телегу

Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруиУпряжь лошадью красна: виды и строение сбруи

Рекордсмены по скорости: наперегонки с ветромРекордсмены по скорости: наперегонки с ветром

Лошади тяжеловозы — тяжелая артиллерия конного мираЛошади тяжеловозы — тяжелая артиллерия конного мира

Быстрее ветра: кто самая резвая лошадь в мире?Быстрее ветра: кто самая резвая лошадь в мире?

Самые дорогие скакуны – кто они?Самые дорогие скакуны – кто они?

Автор:

Оцените пользу статьи и автора
12345 1 балл(ов), среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ

  1. Лёня:


    Здравствуйте. А вот мы в музее видели еще какие-то закрытые сани. Но нам так и не сказали, для чего они?

    1. Николетта Балог:


      Здравствуйте. Да, закрытые сани есть. На Руси они назывались возок и применялись для особых торжественных процессий. В таких санках часто ездили представители высшего духовного сана и царская семья. Кстати, в них даже использовались специальные жаровни для обогрева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.